Интерсубъективный подход в психоанализе

17-18 октября состоится спецкурс

"Интерсубъективный подход в психоанализе"

 

В предлагаемом курсе рассматривается одна из самых современных версий психоанализа – интерсубъективный подход, а также производится интеграция психоаналитического знания в целостную систему философских, прикладных и клинических представлений.

Основной целью курса является углубленное изучение теоретических и клинических аспектов в формировании психических  расстройств, а так же особенностей психоаналитической терапии с позиции интерсубъективного подхода в психоанализе.

Задачи курса:

- ознакомить слушателей с историей формирования интерсубъективного подхода в психоанализе, с ключевыми фигурами из сторонников данного подхода;

- сформировать у слушателей представление о наиболее важных понятиях, гипотезах и психоаналитических концепциях, которые легли в основу интерсубъективного подхода;

- раскрыть теоретическое содержание основных психоаналитических концептов с позиции интерсубъективного подхода;

- дать представление слушателям о том, как с позиции интерсубъективного подхода происходит клиническая работа, а так же возникновение и развитие психопатологии, аффективное взаимодействие в системе мать-дитя, становление зрелой личности, в их применении к клиническому процессу, для формирования у  слушателей положительной мотивации на использование полученных знаний в исследовательской работе и клинической практике;

- продемонстрировать, что интерсубъективный подход существенным образом облегчает эмпатическое обращение к субъективному миру пациента и одновременно в той же мере существенно расширяет возможности и терапевтическую эффективность психоанализа.

 

Содержание курса

1. «Интерсубъективность»

1.1. Генезис и основные подходы к изучению интерсубъективности.

1.2. Социально-психологическая сущность интерсубъективности.

Выявление генезиса понятия интерсубъективности, наиболее значимых характеристик, определяющих ее содержание и формы проявления на основе анализа различных подходов к пониманию интерсубъективности, сложившихся в философском знании XX века, рассмотрения интерсубъективности в философской феноменологической и герменевтической школах, современных философских учениях

Проведение анализа трактовки интерсубъективности с позиций психологии восприятия и когнитивной психологии, психосемантики и психологии смысла, на основе междисциплинарного анализа интерсубъективности в психологическом знании. Раскрытие интерсубъективности как свойства субъекта быть открытым окружающему миру, познавать его во всем его многообразии, реализуя возможность диалога с Другим на основе тождественности системы восприятия, знаковых символических систем и языка, способности интерпретировать смыслы и наличия общих «когнитивных» процессов у всех людей. Исследование интерсубъективности в контексте социально-психологического знания. 

2. Историко-теоретический экскурс

2.1. Предпосылки формирования интерсубъективного подхода в психоанализе

2.2. Основные теоретические положения и концепции

Факторы, способствующие уменьшению идеологической защищенности и усилению психоаналитической саморефлексии и диалогичности: внутренние дискуссии, которые происходили между представителями различных психоаналитических направлений, одновременно демонстрировавшими высокую преданность идеям З. Фрейда и делавшими из этих идей слишком разноплановые выводы; социокультурная ситуация, когда психоанализ утратил статус единственно возможной психотерапии, и невольно оказался в конкурентных отношениях с поведенческой, а затем и с гуманистической школами психотерапии; развитие философского знания в ХХ веке, когда игнорирование достижений феноменологии, экзистенциализма, герменевтики и позитивистское упрямство ученого становились все менее совместимыми со статусом современного образованного человека.

Вклад психологии самости в психоанализ: последовательное применение эмпатически-интроспективного метода как определяющего и ограничивающего сферу психоаналитического исследования; основной акцент на главенстве опыта самости; концепции самостно-объектой функции и самостно-объектного переноса. 

Предметом психоаналитического исследования являются психические и психопатологические феномены, обладающие аффективными смыслами, выражающими субъективно организованные переживания собственного опыта. Доступность психических и психопатологических феноменов для эмпирического психоаналитического исследования (как и для «неисследовательского» понимания субъективных переживаний другого человека)  ограничивается методами эмпатии и интроспекции. 

Психические и психопатологические феномены невозможно понять без учета тех интерсубъективных контекстов, в которых они формируются, но и само качество присутствия понимающего (или непонимающего) лица также является формирующим интерсубъективным контекстом. Возникновение и исчезновение психопатологических образований всегда происходит в соответствующих интерсубъективных контекстах. Психическое и психотерапевтическое развитие становится возможным в таком интерсубъективном контексте, в котором осуществляется последовательная и соответствующая уровню развития эмпатическая откликаемость на переживания человека, выражающие субъективные способы осмыслять и организовывать его собственный опыт.

2.3. Ключевые фигуры сторонников интерсубъективного подхода в психоанализе. 

Различные позиции интерсубъективизма. 

3. Взгляд с позиции интерсубъективного подхода в психоанализе на:

3.1. Перенос

3.2. Сопротивление

3.3. Интерпретацию

3.4. Проективную идентификацию

3.5. Аффекты

3.6. Организацию психоаналитического процесса

Концептуализация переноса: перенос как регрессия, перенос как смещение, перенос как проекция, перенос как искажение, перенос как организующая активность. Измерения переноса: множественность функций переноса, развитийное измерение переноса. Вклад аналитика в перенос, лечение переносом, разрешение переноса. Новый взгляд на сопротивление и работу с ним. Дифференциация аффектов и самоартикуляция, синтез аффективных противоречивых переживаний, толерантность к аффектам и использование аффектов как сигналов самости, десоматизация и когнитивная артикуляция аффектов.  Аффективные состояния и психический конфликт. Позитивные аспекты проективной идентификации. Инсайт через интерпретацию, аффективная связь с аналитиком, осуществление психологической интеграции – неразложимые аспекты единого терапевтического процесса. Аналитическое би-персональное поле.   

4. Модель формирования зрелой личности.

Позиция Х. Кохута, Д.Винникотта и представителей интерсубъективного подхода в психоанализе в отношении психического здоровья: сходства и различия концепций. Взгляд на идентичность с позиции интерсубъективного подхода в психоанализе.

На курс приглашаются:

Практикующие психологи и психотерапевты любых модальностей, студенты и выпускники, получившие или получающие  специальность психотерапевта или психолога.

Объем курса 16 ак.часов

Сроки проведения: 17 и 18 октября с 11.00 до 18.00 с перерывом на обед.

Стоимость курса 4000 рублей.

Количество участников в группе ограничено.

Предварительная запись в группу по телефону +7921 849 88 90