Фальшивое счастье

 

Сегодня так часто можно встретить на просторах интернета фразу «будь самим собой», она также слышна и в повседневных разговорах, и в рекламных роликах. Звучит, конечно, завораживающе и притягательно, но непонятно. Если нас призывают быть самими собой, выходит, что некоторые из нас не те, за кого себя выдают? Как же так получается в жизни, что мы перестаем быть самими собой? И что вообще означает «быть самим собой»?

Федор Михайлович Достоевский писал: «человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется».

С самого рождения мы учимся приспосабливаться к требованиям родителей и окружающего мира. Мы учимся прятать наши чувства и мысли, показывая миру взамен то, что он хочет увидеть и услышать. Мы надеваем различные маски, в поисках любви и признания, мы так стремимся быть хорошими и понятными, чтобы этот мир принял нас. С каждым днем, узнавая мир, ребенок начинает понимать, чего этот мир ждет от него, и чтобы заслужить свое место в этом мире, стать его частью, ребенок учится отказываться от своих желаний, учится стыдиться и испытывать чувство вины. Вместе с этим в душе ребенка поселяется страх, быть непринятым, нелюбимым, быть плохим, получить наказание или порицание со стороны окружающих.

Мы учимся притворяться. Притворство становится неотъемлемой частью нашей жизни. Мы притворяемся, чтобы обеспечить себе безопасность, получить желаемое, избежать наказания, быть хорошими и т.д. Чтобы притворство было полезным, нам необходимо научиться улавливать чужие настроения, чужие желания, необходимо помнить общественные стандарты и то, что в обществе считается нормальным. Мы усваиваем навязанные нам обществом стандарты счастливой жизни и слепо следуем по пути, подталкиваемые желанием быть признанными и любимыми.

Например, человеку необходимо устроиться на работу. Он со всех сторон слышит, что работа должна быть престижной, высоко оплачиваемой, организация должна быть надежная, получение места в престижной компании – залог жизненного успеха и счастья. И человек, стремясь устроиться на престижную работу, пишет свое резюме, изучив предварительно, какие требования к сотрудникам предъявляет организация, в которой он хочет получить место. Помимо этого, человек знает, какие качества будут желательными для того, чтобы его приняли на работу. У него закрадывается мысль о том, что это не совсем то, чем ему бы хотелось заниматься в жизни, или есть сомнения, что он не сможет на этой должности раскрыть свой потенциал. Но он гонит эти мысли прочь, ведь это же престижная работа, а ему с детства говорили, что именно это сделает его счастливым. И человек пишет свое резюме, в лучшем случае, ставя акцент на своих сильных сторонах, а в худшем, приписывая себе те качества и умения, которыми он не обладает на самом деле. При этом, о тех качествах, которые не характеризуют его, как хорошего сотрудника, человек, конечно же, будет умалчивать. Я еще ни разу не встречала такое резюме, в котором было бы написано, о том, например, что человек долго соображает, плохо находит общий язык с другими людьми, что у него взрывной характер, или что он в принципе работать не любит, просто это вынужденная мера – нужны деньги, чтобы жить. Именно поэтому, кстати, только по резюме человека не принято брать на работу. Все понимают, что в резюме содержится лишь частичная правда о человеке, претендующем на какую-то должность. Помимо резюме обычно нужны либо хорошие рекомендации, либо необходимо пройти собеседование (зачастую многоступенчатое), а после прохождения всех вступительных испытаний обычно назначается еще и испытательный срок. И вот представим себе, что человек успешно прошел все стадии отбора, не потому что он действительно грамотный специалист, а потому что он научился в жизни хорошо притворяться, чтобы получать желаемое. Ему дают место в организации, которого он так ждал. А дальше начинаются обычные рабочие будни, человек какое-то время, движимый страхом потерять свое место и эйфорией от достигнутого результата (важно же было получить престижную работу), еще сможет играть ту роль, которую начал, но постепенно, эта роль начнет его тяготить. Когда-то долгожданная работа, ставшая теперь обыденностью, станет постепенно его раздражать и из милого обаятельного человека он может вдруг превратится для окружающих в неуравновешенного чудака или в замкнутого буку. Он может научиться хорошо выполнять свою работу, да вот только радости от ее выполнения получать не будет. Он головой будет понимать, что сделал все то, что от него требовалось, чтобы быть счастливым, но счастливым почему-то не стал. Более того, он вложил столько усилий для достижения цели, что теперь ему будет крайне сложно отказаться от полученного результата и попытаться найти то, что действительно, может помочь ему быть счастливым.

Страх потери того, чего мы добились в жизни, часто мешает нам пересмотреть свои взгляды на жизнь, обнаружить свои истинные желания и выбрать тот путь, который привел бы нас к внутреннему благополучию и искреннему чувству счастья.

Следует отличать притворство от внутренней многогранности личности. Именно внутренняя гармония является показателем того, что человек является тем, кто он есть. Он не играет различные роли, а живет, позволяя проявляться многогранности своей личности. Можно сказать, что целостное восприятие себя – это способность принимать различные грани своей личности, находясь в состоянии гармонии с самим собой.

Когда человек ориентирован на стандарты счастья, которые ему навязывает окружающий мир, он зачастую получает фальшивое счастье. Истинное счастье у каждого человека будет уникальным, ориентированным на внутренние потребности и желания отдельно взятого человека. Для кого-то быть счастливым – это иметь возможность писать картины, для кого-то быть счастливым – это заниматься семьей. Чаще всего у человека в разные периоды жизни бывают разные составляющие его уникального истинного счастья.