Тяга к страданию

Сострадание, Психология, Человечность, НравственностьСегодня человек оберегает свое страдание, словно оно самое ценное, что у него есть. Ясно, что страдание необходимо человеку, но вот для чего? В современном обществе страдание, само по себе уже являет собой особую ценность. Страдание теперь зачастую выступает залогом самого человеческого существования. Сегодня человек не только тот, кто  претерпевает страдание, он одновременно является и источником и целью страдания. Психологизация общества достигла огромных масштабов, что способствует такому взгляду на человеческую личность, при котором она рассматривается как жертва. Мы задаемся вопросами «за что?» и «почему?», пытаясь найти причины наших страданий. Такая постановка вопроса привела нас  к тому, что мы постепенно разучаемся брать ответственность за собственную жизнь, мы виним своих родителей, близких, общество, эпоху во всех своих несчастьях, придумывая новые концепции, в которых находим успокоительные ответы. Но  найденные ответы не избавляют нас от страдания.

Алгоритм создания многих популярных психологических установок прост: человек испытывает страдание, задается вопросом «почему?», создает свою версию ответа на этот вопрос, например, «на меня в детстве не достаточно обращали внимания», тут в действие вступают специально обученные люди, именуемые специальным словом «психолог» и создают теоретическую концепцию, например, «низкая самооценка», а дальше эта концепция начинает распространяться в обществе. И уже через несколько лет тысячи людей по собственной воле приклеивают на себя ярлык  «человек с низкой самооценкой», но что с этим делать дальше не знает. Он только знает, как называется его страдание и почему оно наступило. Психологический конструкт, изначально созданный для того, чтобы внести ясность, помочь человеку разобраться в себе, постепенно и незаметно перевоплощается из помощника в помеху, сначала помогает справиться с проблемами, а впоследствии их усугубляет. Психологи, стараясь позаботиться о человеке страдающем, пишут новые и новые статьи, разрабатывают тренинги и методы, с помощью которых человек должен научиться избавляться от страдания, и, получается, что забота выражается в беспокойстве за благополучие человека. Человек получает заботу о себе с привкусом тревоги. Вы когда-нибудь наблюдали такую картину: беспокойная мать укачивает плачущее дитя? Надо сказать, что это - то еще зрелище, не очень понятно, кому на самом деле хуже в этот момент – матери или ребенку. 

Я еще ни разу не встречала человека, который никогда не страдал.  Все мы страдаем, каждый по-своему.  Представление о себе, как о жертвенной фигуре, легко может препятствовать формулированию человеком своего субъективного жизненного опыта, с позиции личной ответственности. Можно сказать, что нам приходится платить отказом от ответственности за чрезмерный интерес к страданию. 

Но зачем человеку вообще цепляться за свое страдание? Начнем с того, что, как известно, центров восприятия негативных эмоций в человеческом мозгу гораздо больше, нежели положительных, да и к тому же, переживание негативных эмоций в разы сильнее активирует клетки остального мозга, по сравнению с тем, как активируются клетки головного мозга при переживании положительных эмоций. Т.е. человеческий мозг легче и острее воспринимает отрицательные эмоции, а не положительные, таким образом, получается, что мы физиологически больше настроены на страдание, нежели чем на счастье. Чтобы «зацепиться» за радость и позволить себе быть счастливыми нам необходимо приложить усилия.

В социальном отношении гораздо удобнее производить впечатление человека в депрессии, чем самодостаточного и счастливого. Страдание становится тем элементом в жизни человека, благодаря которому, можно получить заботу и внимание со стороны своих близких и общества, не прикладывая для этого особых усилий, ведь быть счастливым и самодостаточным требует от человека большой внутренней работы, взятие ответственности за свою жизнь в свои руки.

Человек постепенно привыкает быть несчастным, отсутствие счастья превращает его жизнь в скучное мероприятие, и он начинает страдать от того, что вынужден в нем участвовать, он смиряется со своим страданием, опускает руки, он соглашается проживать несчастливую жизнь, и зачастую это плата за возможность получить любовь.

Необходимо признать, что быть несчастным и страдающим – это наш собственный выбор. Находиться в депрессии бывает гораздо предпочтительнее, чем стать ответственным за себя. Все, что необходимо человеку, он пытается найти в других людях, но не в самом себе.

 Отсутствие страдания еще не есть счастье. Страдание и счастье – разные чувства, каждое из которых имеет выражение от минимума до максимума. Можно представить человеческую жизнь, как симфоническое произведение, в котором одновременно исполняют свои собственные партии разные инструменты – разные чувства, страдание лишь один из этих инструментов, без которого, однако, все симфоническое произведение в целом не будет полным. Избавиться от страдания – не означает стать счастливым. Когда мы избавляемся от страдания, мы испытываем только чувство удовлетворения, спокойствия, равновесия, но не счастья. Для  того, чтобы быть счастливым, нужно еще что-то. У каждого человека будут свои компоненты счастливой жизни. Так матери, с плачущим ребенком на руках, важно сначала успокоиться, найти чувство равновесия, что позволит успокоиться и малышу, и только после этого спеть ему его любимую колыбельную, что вызовет в нем радость, и позволит испытать счастье.  

Приведу банальный пример. Частой причиной страдания является чувство одиночества. Допустим, что в жизни одинокого человека появляется кто-то, и человек перестает чувствовать одиночество, он испытывает удовлетворение от того, что рядом с ним есть кто-то. Но вдруг оказывается, что между людьми складываются конфликтные отношения. И тогда, человек, страдавший когда-то от одиночества, с одной стороны испытывает удовлетворение от того, что рядом с ним теперь есть кто-то, но он не может испытывать счастья рядом с ним, потому как находится теперь в конфликтных отношениях.

Страдание, как и любое другое состояние нашей души, является важной составляющая нашей жизни, которая делает нас такими, какие мы есть, уникальными и неповторимыми. Важно принимать страдание, но не смиряться с ним, когда приходит понимание, что оно уже сослужило свою службу, важно его отпустить.

Если в жизни человека страдание занимает огромную территорию его внутреннего мира, то отпустить его, значит лишиться чего-то очень значимого, столкнуться с некоторой пустотой внутри самого себя. Страдание является неким объектом привязанности для человека. Кроме страдания человеку просто не за что зацепиться. Столкновение с внутренней пустотой вызывает в человеке чувство неопределенности и, как следствие, чрезмерную тревогу. Таким образом, страдание выполняет некую защиту от тревоги для страдающего человека.

Важно помнить о двойственной природе страдания:  страдание, как ответная реакция на некие жизненные обстоятельства и страдание, как некое социальное построение. Нельзя требовать от человека избавиться от страдания, когда оно играет для его психики защитную роль, является своего рода убежищем, пока нет достойных вариантов замещения существующих защит. На создание новых защит, альтернативных способов структурирования внутреннего мира, человеку обычно требуется много времени и адекватная поддержка извне. Часто именно за такой поддержкой люди обращаются за помощью к психоаналитику. И даже если на осознанном уровне человек будет ждать скорейших результатов, нужно помнить, что в этом вопросе крайне важно не торопиться, ведь бессознательно человек может долго не отпускать свое страдание, защищая, таким образом, свою психику от разрушения.